Нечасто приходится спасать кого-нибудь в виртуальном мире: большинство игр предлагает нам убийства на все случаи жизни. Будь то стратегия или боевик — либо экраны заливает кровь, либо по экрану скачут скупые цифры жертв. Мирные действия встречаются до обидного редко.
Счастливое исключение из виртуальной жестокости — The Sims, но это как раз то исключение, которое подтверждает правило. Тем более что разработчики из Maxis явно специально блокировали все методы силового решения возникающих вопросов.
Другие исключения найти сложно. Гонки? Представьте, что случилось бы с пешеходом, вздумай он неосторожно выйти на ночные улицы! Спортивные симуляторы? Единственная спортивная игра, удостоившаяся советов мастеров в нашем журнале за последнее время, — милая и добрая Chaos League. Оцените тенденцию. Игры онлайн? Мирные вселенные меркнут перед десятками войн — звездных и эльфийских, футуристичных и стратегических. Военное ремесло — самая популярная забава во все времена, а тем более сейчас.
Я не думаю, что такая тенденция связана с кровожадностью большинства населения. Скорее дело в другом: убийство — самое простое решение проблемы. Зачем договариваться, убеждать, импровизировать, если достаточно один раз выстрелить? Игровая индустрия еще не подошла к той черте, за которой виртуальный дом обходит реальность по разнообразию функций. Остается надеяться, что чем совершеннее будут становиться игры, тем меньше крови понадобится разработчикам. А пока слово “мир” подразумевает массу дополнительных сложностей. Может быть, именно поэтому “Служба спасения” временами напоминает квест...
Служба спасения в действии
Жанр этой игры не так уж просто определить, и словосочетание “симулятор службы спасения” подходит в основном из-за своей туманности. По виду мы имеем дело со стратегией реального времени, но “Служба спасения” астрономически далека от типичных RTS. Дело в том, что местные отряды и отдельные специалисты начисто лишены инициативы: врач может флегматично стоять в метре от истекающего кровью и наблюдать за его мучениями, а полицейский равнодушно подставлять грудь под пули преступника. Лишь пожарные при первой возможности направляют струю на ближайший огонь, даже если у них приказ тушить что-то другое.
По общему виду игру можно отнести к несуществующему жанру симуляторов массовых беспорядков. Главная проблема игрока — так распределить время, чтобы не простаивали подопечные. Предусмотрены три скорости, но даже на самой медленной приходится разрываться между многочисленными ключевыми точками. Особенно яркие эмоции вызывает невозможность соотнести отряды и кнопки вызова. Должен признать: для третьей версии игры неудобные клавиши — уже диагноз. Впрочем, к необычному управлению (левая кнопка мыши — выбор, правая — действие) быстро привыкаешь, и начинается самое интересное.
Если говорить о стратегии “Службы спасения”, то она заключается совсем не в массовости действия, а в оперативном и дальновидном распределении ресурсов. За вызов каждой бригады приходится платить, а деньги на среднем и тяжелом уровнях наличествуют в совершенно гомеопатических дозах. По начальной ситуации необходимо оценить, сколько машин понадобится для решения той или иной проблемы, что именно нужно для общей победы. Четкое разделение обязанностей в духе классических конвейеров требует четкого планирования и слаженной командной работы.
В игре есть свободные режимы различной длительности, но интереснее всего, безусловно, кампания. Первые миссии обучают и просвещают игрока в вопросах работы “скорой помощи” и пожарных, зато дальше нас ждет целый вал катастроф, аварий, крушений, катаклизмов и прочих трагедий.
Основная проблема службы спасения — пожары. Огонь с легкостью охватывает здания, деревья, кусты... Короче, все, кроме травы. Минута промедления — и карта уже вся в языках пламени. Правда, ничто не горит вечно, поэтому часто приходится выбирать: лезть в гущу огня или просто не давать ему перекинуться на соседние здания. Особое внимание следует обратить на взрывы: припаркованный автомобиль рядом с пожаром — смертельная опасность. От напасти не защищены и наши транспортные средства, оказавшиеся возле огня. Лишь танки могут спокойно ездить по охваченным пламенем улицам. Они не горят, как... трава, и пусть не протестует дружное сообщество растаманов.
Другая большая проблема — раненые. В каждой миссии есть свой счетчик погибших, и именно он чаще всего сигнализирует о проигрыше. Процедура спасения стандартна: эвакуировать жертву, оказать помощь на месте и в стабильном состоянии отправить пострадавшего в больницу. Здоровье потерпевших постепенно ухудшается, и время на раздумья ограничено естественным способом.
Полиция призвана бороться с преступностью. Дальнейшего развития эта тема не получила, поэтому охрана правопорядка носит скорее вспомогательные функции. Такая же блеклая роль отведена и техническим службам: подними то, нажми там. Их способности используются реже других, но без них не обойтись.
По отдельности каждая проблема несложна, самое интересное — масштабные катастрофы, когда разные службы должны действовать вместе. Вот тут и должны проявиться ваши таланты дикта... директора!
Личный состав
Пожарные
Пожарные (Fire fighters) — наиболее универсальные специалисты службы спасения. Их основная функция — борьба с огнем, но с появлением пожарных машин и танков их роль становится вспомогательной: огнетушитель полезен в основном внутри зданий и в других малодоступных местах. Пожарный шланг эффективнее, но его нужно подключать к кранам, которые еще нужно найти. В больших миссиях задача пожарных — помощь другим службам.
Это важно: только пожарные могут поднимать осколки, придавившие раненых. Ничего не поделаешь — профсоюз!
Топор позволит попасть в закрытые здания, а резак — освободить водителя из покореженной машины. Бензопилой можно спилить мешающие деревья и кусты, а батутом — поймать пролетающих обитателей верхних этажей. Пожарным приходится на своей спине вытаскивать пострадавших из опасных районов и выводить растерявшихся жертв. Цена обычного пожарного — 25, пожарного в респираторе — 75. Такая разница возникла из-за того, что респиратор позволяет действовать вблизи огня.
Немного философии: один респиратор равен двум пожарным.
Пожарные в защитных костюмах (Fire fighters wearing an ABC) могут спокойно действовать в условиях химического или радиоактивного заражения. Главная задача — транспортировать отравившихся к дезактивационному автомобилю. Цена — 100.
Аквалангисты (Fire brigade diver) — спасатели, умеющие плавать. Попрошу заметить — единственные в своем роде. Они вытаскивают из воды тонущих людей, а также ищут в омутах то, что уже утонуло. К найденному аквалангисты цепляют тросы для кранов. Цена — 250.
RW (FD-19) — пожарный транспорт для перевозки трех пожарных и оборудования. Оснащен мощными фонарями, способными осветить темные участки места аварии. Среди оборудования предлагаются: огнетушитель, пожарный шланг, резак для вскрытия поврежденных машин, бензопила, топор и сеть для еще не совсем упавших. Почти на любой карте вам потребуется одна такая машина. Цена — 1500.
TLF (FD-21) — пожарная машина, которая может вдоволь залить пеной любой огонь и защитить от пожара уже дымящиеся объекты. Она значительно эффективнее человека с огнетушителем или шлангом, а также перевозит троих пассажиров. Оснащена традиционными огнетушителями и топорами. Цена — 2500.
DLK — выдвижная лестница. Единственное предназначение — помочь добраться до этажей выше первого (доступные для поднятия места отмечены сакральным мнемоническим знаком “мишень”). Перевозит двоих пожарных. Цена — 2500.
LPF (FD-34) — пожарный танк. Избавлен от главного недостатка TLF — не взрывается от непосредственного взаимодействия с огнем. Не обошлось без недостатков: может перевозить всего двоих пожарных. Скорость — волнующе низкая. Цена — 3000.
ASF (FD-44) — эвакуатор. Увозит пострадавшие машины куда-то далеко. Видимо, на свалку. Цена — 250.
DeKon-P (FD-23) — машина для очистки от биологического, химического и радиоактивного загрязнения. Может перевозить троих пожарных в защитных костюмах. Чтобы очиститься, достаточно залезть внутрь машины, а неспособным или упрямым помогут пожарные. Цена — 2500.
TFMB (FD-56) — грузовик, перевозящий катер. В катере могут поместиться три пожарных и четыре других объекта — пострадавшие или бочки с ядом. Чтобы спустить катер на воду, необходимо специальное место, обозначенное на карте при выбранном TFMB. Цена — 750.
Пожарный самолет может тушить пожары с воздуха. Единственное, за чем нужно следить, — в месте тушения не должно быть людей. Цена — 4000 за вылет.
FLB — пожарный катер, нужен для доступа к огню из водоемов. Никаких особых свойств или возможностей. Цена — 3000.
Техническая служба
Инженер (Engineer) единственный, кто способен работать с разнообразными механизмами и чинить их после особо интенсивной работы. Основная его обязанность — нажать на кнопку в нужное время в нужном месте. Пожалуй, это наименее неприятная роль в игре: в огонь или под пули лезть не нужно, да и оплачивается работа высоко — 500.
FGrI (TD-12) — машина для перевозки инженера к месту событий. Цена — 150.
FGrR (TD-34) — передвижной кран. Может поднимать автомобили и большие обломки чего бы то ни было, что способно ломаться. Действует медленно и с таким внутренним достоинством, что порой заставляет вызывать как минимум два крана. Цена — 2000.
FGrB (TD-9) сооружает временный мост через канал. Построить переправу можно только в специально отведенных местах, поэтому передвижной мост — объект узкоспециализированный. Цена — 3000.
Полиция
Регулировщики (Policemen) управляют движением и общаются с пешеходами. Могут остановить движение или направить машины к объезду, перекрыть движение потока людей... Ну и арестовать пешехода, конечно. Среди прочих, регулировщики способны установить на дороге ленту шипов, блокирующую преступников. Цена — 25.
Психологи (Police psychologists) успокаивают паникующих и общаются с террористами. Нужны крайне редко и стоят заслуженно дешево: цена — 25.
Оперативники (Marksmen) общаются с пешеходами и арестовывают их. Способны пресекать беспорядки, вооружившись гранатами со слезоточивым газом. Дополнительно оснащены пистолетом, правда, не очень мощным. Цена — 200.
Снайперы (Sharp shooters) рождены для стрельбы. Чтобы начать целиться, им необходимо время на подготовку, зато после этого они поражают цель с одного выстрела.
StW (PD-65) — скоростная патрульная машина, которая может везти двух регулировщиков или психологов. Цена — 150.
MTW (PD-81) — полицейский микроавтобус, предназначенный для перевозки шести полицейских (не снайперов) и четырех задержанных. В нем хранятся все ленты с шипами, которые не влезли в танк. Цена — 500.
SW (PD-33) — полицейский танк. Отличается от микроавтобуса меньшей скоростью. Перевозит снайперов, оставшиеся на его долю ленты с шипами и гранаты со слезоточивым газом. Цена — 1000.
PHC — полицейский вертолет для двух полицейских. Может следить за объектом и освещать важный участок. Цена — 3000.
WaW (PD-47) — водяная пушка против демонстраций и народных волнений. Не нужна почти никогда. Цена — 1000.
Автомобиль для террористов (Getaway vehicle) нужен при захвате заложников. Догнать невозможно, приходится останавливать с помощью засады. Цена — 500.
“Скорая помощь”
Врач “скорой помощи” (Emergency doctor) лечит пострадавших на месте катастрофы. Когда состояние больных стабилизируется, их можно оптом сгружать в машину и везти в больницу. Способен, ни много ни мало, реанимировать недавно погибших. Цена — 75.
Санитары (Rescue medics) переносят трупы и больных на носилках. Эта парочка неразлучна, во всех машинах она даже занимает одно сиденье. Трогательно. Цена — 25 за пару.
Это важно: здоровье больных ухудшается, пока они лежат на носилках. Санитары обязаны быстро соображать!
NEF (RD-48) — легковая машина для экстренной перевозки врачей. Почти никогда не нужна: микроавтобус значительно полезнее. Цена — 150.
RTW (RD-49) — обычная “скорая помощь”, вмещающая врача, санитаров с носилками и, конечно, больного. Цена — 500.
RHC — медицинский вертолет. Нужен для быстрой транспортировки врачей и больных, когда дороги недоступны. Способен забирать раненых из труднодоступных мест с помощью троса. Цена — 3000.
ITW (RD-12) — реанимационный автобус, вмещает четырех медиков и девять больных. Стандартная бригада состоит из трех врачей и пары санитаров. Полезен при массовых жертвах. Цена — 3000.
Катастрофа за катастрофой
1. Автокатастрофа
Лихач на полной скорости врезался в строительную машину, сбив дорожного рабочего. Для решения проблемы необходимы две машины “скорой помощи”, одна пожарная и эвакуатор. Первым делом нужно залить обломки автомобиля из огнетушителя. Затем освобождайте резаком водителя, лечите пострадавших. Машину погружайте на эвакуатор и увозите, потерпевших везите в больницу.
2. Пожар на ферме
На ферме разгорелся пожар. Победу над стихией должны принести быстрые и слаженные действия пожарных. Сразу же по прибытии несколько пожарных должны прицепить шланги к кранам и приступить к борьбе с огнем. Главное — не дать пламени перекинуться на соседние здания.
На втором этаже есть пострадавшие. Подгоните к отмеченному месту лестницу, посадите на него пожарного и с его помощью эвакуируйте жильцов. Если необходимо, окажите им медицинскую помощь.
3. Проверка скорости
Почувствуйте романтику работы дорожного инспектора! Получите удовольствие, штрафуя провинившихся водителей! Это совсем несложно: достаточно слушать сигналы прибора по измерению скорости и отправлять машины названного цвета к напарнику.
Управившись с несколькими нарушителями, принимайтесь за настоящих преступников. Цинично расстреляв “радар”, машина с подозреваемыми упала в кювет. Из нее выбрался один вооруженный человек и бодро побежал от нас. Для его поимки понадобится полицейский вертолет. Если посадить летающую машину прямо перед преступником, он остановится и начнет в нее стрелять. Двое полицейских смогут без лишних проблем арестовать марафонца.
В упавшей машине остался раненый водитель. Его спасение должно пройти по стандартной схеме: пожарный с резаком, врач, больница.
4. Нелегальная гонка
На улицах города проходит нелегальная гонка. Видать, кто-то из Need For Speed игрой ошибся... Хорошо — не из Carmageddon. Наша задача — не догнать нарушителей, а ликвидировать последствия их беспечности.
Одна из машин протаранила толпу зрителей и врезалась в здание. Гасим пожар, вытаскиваем из машин пострадавших и лечим всех, кто не успел увернуться. Продолжение задачи — арест второго гонщика. К счастью, он никуда не убежал, стоит у места аварии и методично обстреливает проезжающие машины. Те, впрочем, не обращают на него никакого внимания. Наряд полиции способен в считанные секунды обезвредить хулигана.